Выбор рации и наша частота ...

Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

В условиях депресняка и мототоксикоза навоял любопытный документ в .pdf, под названием: "Гражданская радиосвязь"..... :) Что есть "Гражданская радиосвязь" -
— это легальная радиосвязь в личных целях между обычными гражданами, не относящаяся к государственной, корпоративной или радиолюбительской спортивной службам радиосвязи
Из анонса :
Всё о гражданской радиосвязи в России !
Международные и российские стандарты легально разрешенных радиочастот для частных лиц.
Особенности использования этих частот и ответы на наиболее распространеные вопросы по этой теме.
Без привязки к конкретным моделям радиостанций и проблематики радиолюбителей-спортсменов.
В данном документе постарался собрать и систематизировать всё разумное, что нашел по этой теме в интернете.
Выкладывать сюда в виде поста - не считаю разумным, - там 30 (!) страниц..... :)
Ссылка на .pdf -
гражд радиосвязь_v2.pdf
(2.06 МБ) 92 скачивания
Вопросы и пожелания - принимаются в данной теме....
Внимание! Кто скачал версию данного документа без "v2" в названии. Там неправильно указаны разрешенные частоты СВ диапазона в России! Скачайте версию с "v2"
Последний раз редактировалось fd47 04 апр 2020, 12:36, всего редактировалось 5 раз.
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

В Краснодаре существует авторепитер на UHF (т.е. репитер для автомобилистов на 400-м диапазоне).
Кто не в курсе, поясняю что владельцы авторепиторов, в отличии от радиолюбительских, не требуют наличия спортивных позывных и разрешают общение в утилитарных целях.

сайт авторепы -https://arc-krd.ru/

Частоты:
Радиоканал взаимопомощи в городе
RX: 438.700MHz CTCSS:136.5Hz
TX: 431.100MHz CTCSS:136.5Hz
Алгоритм настройки Ваоfeng UV-5R на репу:

1. Выставляешь частоту 438.700MHz
2. Идешь в MENU. Пункт 26.OFFSET выставляешь 7.600MHz, можно прям с клавиатуры.
3. Далее, пункт меню 25.SFT-D, ставишь "-".
4. Пункт меню 11.R-CTS - 136.5Hz
5. Пункт 13.T-CTS - 136.5Hz

Сейчас (20.30. 08/III 2020) нахожусь в Краснодаре, и первый раз воспользовался репитором, провел сеанс связи с 502-м. Он находился у университета рация Вао-82, я у Ледового дворца (ул.Пригородная д.24) рация Вао-5.
Связь на "5" в обе стороны!
Так же была нормальная связь с человеком который ехал в Ильской ! Правда у него антенна была на машине.
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

Выкладываю интересную карту с отображением приема радиосигнала краснодарского репитера на частоте 434 МГц. В принципе она в целом соответствует и современным частотам автоканала.
Нужно только правильно понимать, что на прохождение радиоволн может влиять множество факторов, поэтому данная карта "не догма, а руководство к действию"...... :)
434covrg (1).jpg
Сегодня (15/III 2020 г.) в середине дня ездили с Wilderman-ом на мотах в Крымск через Липки.
Связался с 811-м через репитор.
Я находился на хребте Маркотх, над Новороссийском, на пер. Неберджаевский (Нижний) чуть выше (20-30 м по высоте) седла по западному склону. Высота точки стояния по GPS/ГЛОНАСС - 385 м над уровнем моря.
811-й находился в центре Краснодара.
Примерное расстояние между мной и репитором по воздуху ~ 103 км.
Слышимость на 4,7-4,8 (легкие шумы, но речь очень разборчиво).
Я работал на Вaofeng UV-5R с 771-й "резинкой", на 5 Вт.
Итак, работа с Маркотха с репитором -доказана. "Зеленая карта" ( файл "434.jpg") - права!
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

24/III 2020 г. в середине дня открывал авторепу с хр.Коцехур (часть ГКХ северо-восточнее Геленджика, точнее - севернее п.Михайловский Перевал). Связь была с КК735, работал с отм. 789.5 (N 44.56797° E 38.39121°) на Вaofeng UV-5R с 771-й "резинкой", на 5 Вт. Слышимость на 3,5-4,0 (шумы, но речь разборчиво), была сильная облачность (стоял прямо в облаке). К тому-же в воздухе была взвесь из инея, такой плотности, что нарушало способность навигаторов определяться по спутникам.
DSCN0374.JPG
DSCN0376.JPG
26/III 2020 г. в середине дня открывал репу с хр.Коцехур (часть ГКХ северо-восточнее Геленджика, точнее - севернее п.Михайловский Перевал). Связь была с UB6APP (если напутал с позывным, - прошу не обижаться, - не привык еще к радиолюбительским стандартам), работал с отм. 848.4 (N 44.57249° E 38.37567°) на Вaofeng UV-5R с 771-й "резинкой", на 5 Вт. Слышимость на 4,3-4,5 (легкие шумы, речь разборчиво).
Примерное расстояние между указанными точками связи и репитором по воздуху ~ 76 км :-BD .
Таким образом, учитывая что на гугл-карте в https://arc-krd.ru/viewtopic.php?f=2&t=170 отмечена точка связи на хр.Коцехур западнее тестированных мной (видимо где-то между г.Шахан и "Шарами"), - то можно считать доказанным работу с репитором практически со всех "пупырей" Коцехура, что опять -таки подтверждает "Зеленую карту" ( файл "434.jpg").
31/III 2020 г., во второй половине дня, связывался с Welderman-ом (КК080) с Кабардинского перевала. Точнее я находился где-то примерно на 800 м по дороге в сторону Кабардинки от перевала (т.е. в той точке, где из-за южного гребня Безумной уже появился вид на п.Мысхако.). Welderman (КК080) был у себя дома, в п.Мысхако. Расстояние между нами было 15 км по прямой, через море. Слышимость на 4,5-4,7 (легкий шум в конце передачи, речь очень разборчиво). Оба работали на Вaofeng UV-5R с 771-й "резинкой", на 1 Вт ( L) и в узкополосном режиме (N) на канале PMR 14.
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
WELDERMAN
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 10 мар 2016, 10:53
Откуда: Новороссийск.
Мото: BMW F 800 GS
Настоящее имя: Евгений.

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение WELDERMAN »

fd47 писал(а):31/III 2020 г., во второй половине дня, связывался с Welderman-ом (КК080) с Кабардинского перевала. Точнее я находился где-то примерно на 800 м по дороге в сторону Кабардинки от перевала (т.е. в той точке, где из-за южного гребня Безумной уже появился вид на п.Мысхако.). Welderman (КК080) был у себя дома, в п.Мысхако. Расстояние между нами было 15 км по прямой, через море. Слышимость на 4,5-4,7 (легкий шум в конце передачи, речь очень разборчиво). Оба работали на Вaofeng UV-5R с 771-й "резинкой", на 1 Вт ( L) и в узкополосном режиме (N) на канале PMR 14.
Подтверждаю! С моей стороны связь с fd47 (КК074) была на 4,7-5. Практически без шумов. :good.: Только в канале помимо нас были ещё абоненты, но они видимо работали с субтоном и нас не слышали. :unknw: А вот я их слышал отлично. :pardon:
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

Вначале хочу пояснить актуальность данного поста.

1. Дело в том, что подавляющее большинство "радиофицированных" эндуристов, - люди с частотными портативками.
И стараниями фирм типа BAOFENG, их количество резко увеличивается ....
Практически полностью "обаофенгился" весь "лесной народ", - охотники, горные туристы, джиперы и прочие страйкболисты.
2. Как известно УКВ распространяется по прямой, а всякие "интерференции и дифракции", вестч достаточно малопросчитываемая...... А у нас в южной части края практически везде горная местность, где связь возможна конечно достаточно далеко, но в основном с вершин хребтов. На которых кстати вполне можно вешать временные мобильные репиторы из пары портативок, для обслуживания абонентов находящихся в ущельях, в зоне радионедоступности.

Исходя из этого, становится актуальной информация:
- о качестве связи между различными портативками в конкретных условиях;
- о наличии устойчивой связи на UHF между "реперными" точками, где имеется необходимость необходимость в такой связи. Прежде всего это места, где отсутствует или плохо работает мобильная связь, имеющие инфраструктурное значение в малонаселенной местности и т.п.

Разумеется не стоит публиковать в данной теме инфу о радиосеансах, условно говоря "между Петей и Васей на прямой видимости"......
Т.е. инфа желательно должна иметь какой-либо познавательный технический или инфраструктурный контекст..... :)

В начале хочу представить инфу о некоторых своих, интересных на мой взгляд, "прямых" радиосеансах:
шаблон радиосеанса.jpg
Как видите, здесь использована разработанная мною, вроде как вполне удобная табличная форма представления данных радиосенса. В .jpg - 'это чтобы было сразу видно на сайте.
sr.zip
(23.82 КБ) 47 скачиваний
Вообще-то делалось это в .odt, - в данном архиве редактируемый файл в .odt который можно открыть в libreoffice и использовать как "рыбу" для сообщений о своих интересных прямых радиосеансах между портативками.
Последний раз редактировалось fd47 01 июн 2020, 17:22, всего редактировалось 1 раз.
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
otradnez
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 25 янв 2015, 22:26
Откуда: отрадная
Мото: 1й мото Рига16(новый)76г.KDX200sr 90г)))
Настоящее имя: Сергей

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение otradnez »

Что то какие то фантастические расстояния до репитора от портативной рации и все четко работает .нужная вещь
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

otradnez писал(а):
31 май 2020, 21:54
Что то какие то фантастические расстояния до репитора от портативной рации и все четко работает .нужная вещь
Ну вот еще более "фантастика"! :)

1/V 2020 г. в середине дня связался с КК380-м (позывной на https://arc-krd.ru) через репитор.
Я находился на г. Жень-гора, за Новороссийском, над п.Глебовка. Высота точки стояния по карте 389.1 м над уровнем моря. 380-й находился в Краснодаре.
Примерное расстояние между мной и репитором по воздуху ~ 120 км !!! .
Слышимость на 4 (легкие шумы, но речь очень разборчиво).
Я работал на Вaofeng UV-5R с "резинкой" PHD-771, на 5 Вт.
Интересно то что данная вершинка находится за хр. Маркотх, 10-12 км западнее ! (Над Новороссийском вершины Маркотха ~ 500-550 м, перевалы ~ 350-400 м).
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

17-22/VII 2020 г. водил пешую группу на Тхачи.
Кроме встречи с медведицей вставшей на задние лапы и рычащей на меня на расстоянии около 30 м ( :) ), было еще несколько интересных моментов связанных с мото и радиосвязью.
На подходе к отм. 2009 м (это между хр. Малый Бабук и г.Асбестная) нас обогнала группа эндуристов в составе 8 мотоциклов :moto: :fast: . Ребята были из Мостовского и Лабинска. 7 мотов 2-Т 300сс, в основном Беты и одна 450 сс 4-Т хаска. Почти у всех рации с тангентами.
Частота связи - 452,125 МГц, т.е. как у абинчан. Сказали, что это у них стандарт для эндуристов в обоих городах.
За отм. 2009 м, начались траблы с 4-т мотом, потёк патрубок радиатора, затем он стал сильно греться, "карсон" выжирать АКБ, а кика на нем нет.... :(
Пилот его материл и говорил, что надо покупать "нормальный 2-Т".... :)
DSCN0558.jpg

С ним остался Влад на 2-т 300 сс, "для поддержки штанов", который кстати читал на этом форуме, мой отчет о мотопоходе 2017 года по Тхачам.
DSCN0559.JPG

Остальные 6 мотов ушли вперед, их основная цель, как и у нас, - вершина Восточный Ачешбок ("левый клык" пер. Чертовы Ворота, если смотреть с севера).
Пару отставших мотов, мы то перегоняли, то опять от нее отставали.....
Наконец, они повернули назад, т.к. ситуация с мотом стала, всё хуже и хуже.....
В этом месте у них пропала радиосвязь с основной группой. ..... а мобильной тут вообще нет......
Тут сыграло в плюс наличие у меня "бао-5", когда мы поднялись повыше по склону Асбестной, у меня появилась связь с руководителем мотогруппы, и я передал ему инфу о том, что отставшие моты повернули назад.
Как потом мы посмотрели по следам мотов, основная группа поднялась таки на Восточный Ачешбок, а потом ушла через пер. Обзорный и Мертвую балку на Бамбаки и далее.
УВАЖУХА ! Подъем с Чертовых на Обзорный - пешком тяжко!
Мы же пошли с Ачешбока на Бамбаки через "Чертову калитку", Агиге и Сундуки. Эндуристы не поехали так видимо из-за очень крутого спуска на "чертову калитку".

Теперь далее о радио
20/VII 2020 г.в середине дня связался с 380-м через репитор c расстояния около 165 км ("по воздуху")!
Возможно это самый "дальнобойный" результат тестирования репитора!
Я находился на г. Восточный Ачешбок, в Мостовском районе. Высота точки стояния по карте 2441 м над уровнем моря. 380-й находился в Краснодаре.
Слышимость на 3 (легкие шумы, но речь разборчиво).
Я работал на Вaofeng UV-5R с "резинкой" PHD-771, на 5 Вт.
DSCN0354.JPG

Вид на перевал "Чертовы Ворота" (между вершинами Западный и Восточный Ачешбок) со ст. Баговская. Левая вершина - г. Восточный Ачешбок.

Вторая линия - директриса связи с репитором 20/VII, с г.В.Ачешбок.
20_07_2020.jpg


Первая линия - директриса связи с радиолюбителем из г. Ставрополь 19//VII, с отм.1790 м, на частоте 145.500 МГц.
Третья линия - директриса связи с радиолюбителем из г. Лабинск 20/VII, с г.В.Ачешбок, на частоте 145.500 МГц.
Четвертая линия - директриса связи с радиолюбителем из г. Новокубанск 20/VII, с г.В.Ачешбок, на частоте 145.500 МГц.
Пятая линия - директриса прослушивания радиолюбителя из г. Темрюк 20/VII, с хр. Агиге, на частоте 145.500 МГц.
Ответить, ему не мог, т.к. спускался в этот момент по крутому склону. Вообще, не очень понятно, как я его слышал,
т.к. 287 км - запредельное расстояние для УКВ при данных условиях.... :)

Ну теперь пара выводов:
1. Наличие частотной УКВ рации с поддержкой 2-метрового диапазона (130-174 МГц) позволяющей иметь связь с радио любителями на 145.500 МГц, и возможностью связи с краснодарским авторепитором - в наших горах не роскошь, а средство аварийной связи в случае ЧП !
(Например, практически на всем 75 км маршруте по Тхачам мобильной связи не было!)
2. Да, частота 452,125 МГц - стала "де-факто" стандартом у "крутых" эндуристов Западного Кавказа, ....НО, у меня в пешей группе из трех раций - "бао-5", был один, - остальные "мыльницы", не было бы его, как бы я связался с основной мотогруппой?
Поэтому настаиваю, что 4 РМR- канал надо ставить, хотя бы вторым. Хотя, желательно еще и "джиперский" 7 LPD желательно прослушивать. Впрочем наличие двух "бао-5" (или аналогов) уже закрывает эту проблему.....
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Аватара пользователя
fd47
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 13 фев 2015, 01:36
Откуда: г. Новороссийск
Мото: Stels Trigger XFS 80
Настоящее имя: Михаил

Re: Выбор рации и наша частота ...

Сообщение fd47 »

Появилась еще немного интересной инфы, из результатов наших с Welderman-ом экспериментов в области радиосвязи.
Короче, если у Вас вдруг "завалялась" переносная СВ-рация (на 27 МГц, которая), или даже компактная автомобильная. То ее можно попытаться использовать для связи в "полумобильном" режиме, т.е. "место привала (остановки) - база".
Разжевываю подробнее, - например приехали Вы группой "бибик" на одной из которых стоит автомобильная СВ-рация на мероприятие "пикник + покатушка". При этом часть людей уезжает на мотах в горы, а часть остается у авто на "шашлыкинг". Так вот взяв с собой в мотогруппу переносную СВ-рацию, можно будет связаться с установленной на автомобиле.
У многих читающих эти строки наверняка возникнет законный вопрос, нахрена я это пишу?? Ведь это и так ясно!
Но не торопитесь :), не так всё просто....:)
Дело в том, что дальность связи переносной СВ со штатной антенной (от 10 до 50 см) - скорее всего будет ужасающе низкой ! Максимум надежной слышимости 300 - 500 м по лесу! (Как исключение - некоторые рации КБ "Беркут" с некоторыми антеннами, - но это достаточно дорогие "игрушки").
Можно конечно взять с собой автомобильную СВ- "магнитку", но она использует крышу авто как противовес, и не факт, что мот сможет ее полноценно заменить в этом качестве. Плюс она достаточно громоздка и тяжела для рюкзака эндуриста.
Так что тупик?
НЕТ!
Сейчас я расскажу, как достаточно легко и просто сделать "полумобильную" антенну для достаточно эффективной СВ-радиосвязи в режиме, "место привала (остановки) - база".
Я связывался на неё с Welderman-ом на расстоянии 20 км, через город, в условиях отсутствия прямой видимости! Причем на УКВ (Ваофенг-5Р), не в UHF (70 cm), не в VHF ( 2 m) - cвязи не было вообще.
Так же не было связи на автомобильную "магнитку" (причем она стояла на крыше авто, и двигатель был выключен (отсутствие помех).
Собственно, всё почти понятно с данной схемы:
Антенна_СВ.jpg
Т.е.:
- берем два куска провода МГШВ 0,14 по 275 см и разъем для антенны к вашей рации;
- припаиваем один кусок к центральному штырьку разъема - это антенна;
- второй кусок к корпусу разъема - это противовес;
(припаивать крепко, изолировать и усилить места пайки термоусадками и (или) изолентой)
- изолировать концы проводов, на противовес закрепить небольшой грузик;
- берем телескопическое удилище от спиннинга длиной 270 см (легкое и дешевое около 300 руб.) и
колхозим приспособление для крепления вашей рации на него вместо катушки;
(у меня это просто полоска алюминия продеваемая через клипсу крепления рации)

Теперь просто разъем с проводами на рацию, антенну привязываем к верхнему колечку удилища и раздвигаем его, а противовес кидаем в сторону абонента с которым хотим связаться.

При транспортировке, - провода с разъемом можно убирать внутрь удилища, которое соответственно складывается и не занимает много места.
Мотоцикл не роскошь - а средство передвижения!
Мой мот - Stels Trigger XFS 50/80
Ответить